Привет, меня зовут Николай, мама называет Коля, друзья Коляном. Сейчас модно открытое ведение бизнеса и рассказ про себя. Я подумал, что у меня достаточно интересная история, в которой немало уроков для себя, и может кто на моих ошибках научится чему доброму. Я хотел бы рассказать историю зарождения и развития бренда BearBike, буду дополнять повествование по мере развития.
Или как я сам себя нанял на работу. Я увидел фиксы в 2011 году. Картинка на pinterest. И влюбился. Тогда была свободная денежка от другого бизнеса, которую я и потратил полностью на первую закупку. Все серьезно: снял склад (гараж на Сходненской), продумал логистику (первый год доставлял велосипеды клиентам на такси), сделал сайт (готовый шаблон за небольшие деньги). Время было сытое и первые велосипеды разошлись еще с фуры. Первым другом и помощником стала Заяна, которая всегда внушала уверенность, что это нормально и все так начинают. Она оформила первые маркетинговые материалы и сделала массу полезного для меня и бизнеса.
Ах да, начал я с дистрибьюции PureFix - американского бренда. Его организовали несколько молодых парней, выпускников Стендфорда. Подняли какие-то дикие инвестиции, показав инвесторам десяти страничную презентацию. Наняли маркетолога из Trek. Красивая такая американская история. Они отличные ребята, но были очень заняты маркетингом и инвестиционными раундами. Закупка выглядела примерно так:
-"Эй парни, нужны велы!"-"Нивапрос, вот контакт китаянки, она тебе отгрузит, ей и плати".
Все шло здорово. Заказал еще партию и она не влезла в мой гараж. Тогда я просто приехал на Пушкинскую, где рядом с дружественным мне магазином пустовало помещение, и завалил эти комнаты своими великами. На следующий день директор Известий смеялся до слез над моим самозахватом и разрешил дальше снимать занятые комнаты под магазин. Так fixcycles.ru нашел свой первый дом. Практически с видом на кремль.
В эти же дни ко мне присоединился Никита, который стал первым постоянным сотрудником, соратником и другом. Никита очень быстро во всем разобрался и стал надежной опорой.
Однажды ребята из дружественного магазина смеха ради показали письмо от китайцев, которое под фотографиями моих велосипедов гласило буквально следующее: "хочешь такой же велосипед? Легко! Быстро, качественно, дешево. Покупай, торопись!". Это был первый звонок, что вот так просто меня может обскакать любой из-за таких китайцев.
Второй звонок был, когда, приехав на выставку в Германию на встречу с представителями американцев, обнаружил, что они вели переговоры с другими более крупными игроками российского рынка. На тот момент я уже три года успешно продавал их велики, вкладывался в рекламу, работал над узнаваемостью. И тут, понимаешь, что в любой момент тебе могут сказать "спасибо, но мы отдаем рынок другому". Это как работаешь на работе, а тебя увольняют. Но в отличие от увольнения тут не так просто устроиться в конкурирующую компанию. Еще американец говорит между делом, "Россия у нас на хорошем счету. Я вон новую Теслу купил, а ты на чем ездишь?". Я не растерялся с ответом и сказал: "На велике и метро".
Третий и последний звонок случился сразу после обвала рубля, когда я попросил американцев пойти на встречу и опустить цены на тяжелый период, чтобы сохранить доступную цену для людей, получил ответ по сути "учись продавать тот же товар за дорого". На носу был сентябрь и надо было действовать.
Помните китаянку из предыдущей главы? Вот тут она мне и пишет: "Коля, давай я тебе те же велосипеды продам дешевле." Так родился BearBike. Красиво? Не очень. Первая партия приехала в готовом виде и я протестировал рынок на готовых велосипедах. Еще купил несколько рам и попытался сам собрать велосипеды. Но проблема оказалась в том, что, покупая комплектующие в России, велосипеды оказались очень дорогими.
Мы нашли инвестора. Он крайне скромный и непубличный человек, назову его ВВ. Сначала Игорь принес идею сделать велосипед на ремне, как хедлайнер. Я разместил на разных сайтах простое объявление «хотим собирать велосипеды в Москве, нужен инвестор». Несмотря на кризис, было несколько отзывов. Но первый откликнулся ВВ. Мы встретились в кафе на Павелецкой. Рассказали про себя, что умеем, что делаем, какой супер-пупер велосипед на ремне построим, будет стоить каких-то пятьдесят тысяч в розницу. ВВ мудрый человек, выслушал нас и спрашивает: "а ассортимент, только один вел будете продавать? Вот мой сын купил у Коли пару лет назад велик, нарадоваться не может, эту историю сворачиваете?". И тут мы поняли, что настолько увлеклись проектами будущего, что забыли про действующие достижения. Исправились.
"Сколько вам нужно денег и на что?" И тут мы сели в лужу, так как ответа не было. Просто комедия:
- "А сколько у Вас есть?"- "Ну сколько надо, столько есть, сколько нужно?"- "Псс, Коль, давай восемь..."- "Не давай двадцать..."- "Может десять?"- "Так парни вы посчитайте и звоните."
Ну тут уж нам стало стыдно, прикинули, посчитали и т.д. Много еще раз встречались, обсуждали. В итоге под самый новый год ударили по рукам. Как потом я выяснил от серьезных финансовых аналитиков, профессионально работающих с бизнесами на ранних стадиях развития и роста - это обычная проблема, понять сколько денег нужно по целому ряду причин: привыкли работать без денег; сложно реально оценить большую картинку; банально не знаешь стоимости всех необходимых услуг, так как еще не все в жизни попробовал и т.д.
И еще я понял, что и крутые финансисты, работающие за большие зарплаты, тоже ничего наперед не знают. И обязательно вам кто-нибудь расскажет про мифического дядьку-добытчика из Сибири, у которого денег так много, что он сейчас тебе пачку отсыпет. И с таким удивлением читаешь сводки инвестиций в кучу непонятных it проектов, которые решают очередную глобальную проблему коллективного расчесывания гладкошерстных кошек в условиях невесомости.
Зимой 2016 нас стало резко больше. Раньше было все просто и понятно, я да Никита, Никита да я.
Пришел Игорь на постоянную работу в феврале. С собой он привел друга Володю. К слову Володя был долгое время начальником гарантийной мастерской в Stels и за последний год работы лично починил, настроил и собрал почти 3000 великой (три мать его тысячи великов, обалдеть!).
За Володей пришла группа сборщиков, которые днем работали в магазинах, а по вечерам приходили к нам. Отмечу, что ни Володя, ни Игорь никогда ничего не говорили плохого про Stels, и когда их регулярно кто-то пытается подколоть на тему Stels, который принято огульно ругать, если ты "тру" и "веломаньяк", они всегда отвечают: "В свою цену Stels лучшие велосипеды, а некоторые модели стоят дороже своих денег".
Еще в штат присоединился Сережа. Сережа удивительный человек - фотограф, художник, столяр, веломастер. У него достаточно известный проект Витер и прекрасная столярная мастерская Короед. Раньше я заказывал у него фотографии. Он вступил в команду и занялся нашим внешним обликом и мероприятиями. У него здорово получалось. Но они не сошлись с Игорем характерами и взрывной нрав Игоря вынудил Сергея уйти. Я надеюсь, что мы с Сережей остались друзьями. Сережа, если читаешь эти строки - привеееет!
Итак продажи есть, закупки есть, инвестор есть. сборка есть, маркетинг есть. Полетели!
Текст получился длинным. И возможно вы уже забыли, зачем я все это пишу. Сейчас последняя неделя 2016 года. Решил подвести промежуточный итог. Рассказать, как оно все изнутри. В следующем году дополню эту историю новыми главами. Никита, Володя, Игорь и я, Николай, поставили очень много на карту ради любимого дела и будем делать дальше, больше и лучше.
Декабрь 2016г.